Инновации
Для формирования механизма информационной координации деятельности институтов развития и вузов в сфере поддержки инновационной активности на территории республики, а также технологической модернизации и формирования эффективной системы управления инновациями на объектах государственной собственности разработана и принята республиканская концепция инновационной политики и среднесрочной программы инновационного развития республики.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 382 от 27 декабря 2010 года создан постоянно действующий экспертный коллегиальный орган – Совет по развитию научно-технической и инновационной деятельности при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания, включающий в себя представителей институтов развития региона, высших учебных заведений и исследовательских учреждений.Совет является координационным органом, обеспечивающим согласованность работы органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, общественных организаций, объединений по формированию и реализации государственной политики в сфере инноваций.
В число приоритетных инвестиционных проектов республики включен проект развития ООО «Владикавказский технологический центр «Баспик», выпускающий инновационную продукцию, что подчеркивает его особый статус и значимость для развития экономики республики. С этой же целью была разработана и утверждена Республиканская целевая программа «Развитие фотоэлектронных нано-микротехнологий и изделий («Старт-1») на 2010-2014 годы», главным исполнителем которой является ООО «ВТЦ «Баспик». Проект поддержан руководством Российской Федерации и включен в Стратегию развития Северо-Кавказского федерального округа.
В целях реализации кластерной политики развития производительных сил планируется объединение высокотехнологичных предприятий Республики Северная Осетия-Алания путем создания технопарка. Площадкой для создания технопарка может стать (при условии передачи имущественного комплекса в республиканскую собственность) территория ФГУП «Гран». Таким образом, образовавшийся инновационный центр на базе создаваемого технопарка, может стать основным элементом развития инновационного сектора СКФО.
В целях стимулирования инновационной активности малых и средних предприятий, в соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20.08.2010 г. № 233 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат» создан механизм субсидирования затрат. В том числе через софинансирование расходов на исследование и разработку новых продуктов и методов их производства, производственное проектирование и дизайн новых продуктов, приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, приобретение новых технологий и т. д. В 2010–2012 гг. на вышеуказанные цели предусмотрено 26 млн рублей.
Финансовыми мерами господдержки, предоставляемой Правительством республики, являются субсидии действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат в соответствии с постановлением правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 августа 2010г. № 233, а также предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на создание инновационной компании.
Кроме того, предусматривается реализация специальных образовательных программ для малых инновационных предприятий, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих реализацию инновационной продукции, создание и обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров), создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства (центров кластерного развития, прототипирования, дизайна и др.).
В рамках проведения комплекса мероприятий по внедрению инноваций Министерство экономического развития Республики Северная Осетия-Алания в 2010 году проводило два мероприятия – предоставление грантов на создание инновационной компании и предоставление субсидий действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат.
а) Предоставление грантов на создание инновационной компании проводилось на основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации «О мерах по реализации в 2010г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 16.02.2010г. № 59, а также на основании Положения о порядке предоставления грантов на создание инновационной компании, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия – Алания от 20 августа 2010 г. № 231.
За счет средств республиканского бюджета было предоставлено 2 гранта на общую сумму 770 тыс. рублей, в том числе:
– ООО Научно-Инновационное предприятие СКГМИ (ГТУ) «Стройкомплект-Инновации». Основной вид деятельности: проектирование, изготовление опытных образцов и испытание газовой горелки стола с повышением КПД по отношению к существующим аналогам. При повышении КПД горелки одновременно решаются две задачи – уменьшение вредных выбросов в квартиру и снижение расхода газа, т.е. повышается экономичность и экологичность газовых плит. Предполагается, что горелка будет иметь не только улучшенные технико–экономические показатели, но и хороший дизайн, а также будет удобна в изготовлении как методом литья, так и штампом.
– ООО «Перспектива». Основной вид деятельности: разработка и организация производства плавающих гидротурбин – нового инновационного продукта, аккумулирующего в себе базовые достоинства применяемых гидротурбин, но превышающего по базовым параметрам другие конструкции, что позволит повысить эффективность использования энергии потока воды, обеспечить синхронность работы последовательного ряда турбин в одном блоке за счет конструктивных новшеств, и исключить риски выхода из строя турбин при экстремальных условиях (ураган, смерч, землетрясение, паводки, селевые потоки, снос бревен, деревьев, кусков металла, и пр.). Оформляется заявка на получение патента Российской Федерации на изобретение «Плавающая гидротурбина».
б) Предоставление субсидий действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат проводилось на основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации «О мерах по реализации в 2010г. мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 16.02.2010г. № 59, и на основании Положения о порядке предоставления субсидий действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат, утвержденного постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 20 августа 2010г. № 233.
Субсидии предоставлены 5-ти субъектам из средств республиканского и федерального бюджетов на общую сумму 14,5 млн рублей, в том числе:
– ООО НПО «Стройполимертекс». Основной вид деятельности: модернизация имеющегося оборудования по выпуску синтепона, модернизация линии по производству нетканых материалов, разработка технологии по выпуску нетканого высокопрочного основания для производства рубероида, геотекстильных материалов и гидроизоляционных материалов. Имеются патенты на изобретения №2401038 – «Одеяло одноразовое гипоаллергенное», №2401039 – «Подушка одноразовая гипоаллергенная», №2393280 – «Синтепон». Основными потребителями продукции являются – швейные предприятия РСО-Алания, КБР, КЧР, Ставропольского края, Краснодарского края и Ростовской области.
– ООО «Аметист». Основной вид деятельности: производство изделия «Полотно нетканое атравматическое», имеющее патент на полезную модель №90328. Полотно нетканое атравматическое предназначено для наложения на рану при оказании первой медицинской помощи: для перевязки ран, порезов, ожегов, трофических язв и т. д. Полотно обладает высокими воздухопроницаемостью и впитываемостью. В отличие от марлевых изделий, не прилипает к раневой поверхности и при снятии не травмирует близлежащие ткани, что исключает болевые ощущения у пациентов при перевязках, а также способствует лучшему течению грануляционных процессов в ране. Основными потенциальными потребителями продукции являются ожоговые центры, МЧС, хирургические и кожные отделения больниц.
– ООО «Новая вибрационная техника». Основной вид деятельности: производство машин и оборудования для металлургии. Разработка и производство энергосберегающих вибрационных питателей, в которых для создания колебательных движений применена система маятника, что позволяет в 4 раза уменьшить массу вибропитателя и количество потребляемой электроэнергии, а также на 50% снизить трудоемкость изготовления изделия. Имеется патент на изобретение №2340530. Основными потенциальными потребителями продукции являются металлургические комбинаты в России, Украине и Казахстане.
– ООО «Перспективные инвестиции». Основной вид деятельности: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Разработка технологии получения спирта, сухого кормопродукта для сельского хозяйства и белково-глюкозного продукта для пищевой промышленности, путем изменения технологии получения спирта и утилизации барды. Основными потенциальными потребителями продукции являются спиртопроизводящие предприятия.
– ООО «Прогресс плюс». Основной вид деятельности: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. – Организация производства энергоресурсосберегающего композиционного материала нового поколения и ограждающих конструктивных элементов на основе освоения прорывных технологий для строительной индустрии. Имеется патент на изобретение №2377120. Основными потенциальными потребителями продукции являются строительные фирмы.
Мероприятия по поддержке малых инновационных компаний (предоставление грантов на создание инновационной компании, предоставление субсидий действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат) намечаются к реализации и в последующих годах.
Завершилось строительство здания Бизнес-инкубатора Республики Северная Осетия-Алания, где предполагается размещение предприятий инновационного типа на конкурсной основе, а также необходимой консультационной и организационно-технической инфраструктуры.
Создание механизма венчурного финансирования позволит осуществлять коммерциализацию инновационных проектов, доводить научно-исследовательские разработки до опытных образцов и серийного производства. С этой целью Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания планируется проведение предварительных переговоров с Российской венчурной компанией (РВК) для создания на территории республики венчурного фонда. На X-ом Международном инвестиционном форуме было заключено соглашение между открытым акционерным обществом «Российская венчурная компания» и Правительством Республики Северная Осетия-Алания о сотрудничестве и проведении совместных работ в области создания индустрии венчурного инвестирования в Республике Северная Осетия-Алания.
Становление республиканской инновационной инфраструктуры, как единого рыночного сегмента, позволит системно реализовывать принцип целостного «технологического коридора» – от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок.
В части использования механизмов предоставления региональных налоговых льгот Министерством экономического развития Республики Северная Осетия-Алания разрабатывается проект закона Республики Северная Осетия-Алания «О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания «Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания», предусматривающий возможность предоставление налоговых льгот в пределах 4,5% ставки налога на прибыль организаций, а также налога на имущество, которые придадут стимул инвестированию в инновации.
Кроме того, Законом Республики Северная Осетия-Алания № 8-РЗ от 15 апреля 2000 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания» предусмотрена возможность, а постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2010 г. № 131 «О порядке подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов на территории Республики Северная Осетия-Алания» определен порядок предоставления налоговых льгот по региональным налогам для приоритетных инвестиционных проектов Республики Северная Осетия-Алания, в числе которых могут быть и инновационные.
В настоящее время в Министерстве экономического развития Республики Северная Осетия-Алания ведется работа по подготовке к сбору унифицированных данных об инвестиционных площадках и инвестиционных проектах, в том числе в сфере высоких технологий, в республике с последующим информированием российских и зарубежных компаний. Среди предполагаемых мероприятий по информированию потенциальных инвесторов можно отметить проведение межрегионального инвестиционного форума в первой половине 2011 г. и создание электронной геоинформационной системы в Республике Северная Осетия-Алания, позволяющей в интерактивном режиме получать информацию об инвестиционной, инновационной, транспортно-логистической и иной инфраструктуре Республики Северная Осетия-Алания.
По сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Северная Осетия-Алания за последние семь лет количество организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, увеличилось на 3, что составляет 25%, при этом число научно-исследовательских организаций осталось неизменным, количество высших учебных заведений увеличилось на 1. Если до 2006 года научными исследованиями занимались лишь организации предпринимательского сектора и сектора высшего профессионального образования, то с 2007 года это, в основном, организации государственного сектора (5 организаций в 2007 и 2008 годах и 6 организаций в 2009 году) и сектора высшего профессионального образования (7 организаций с 2007 по 2009 год). Число организаций предпринимательского сектора сократилось с семи в 2006 году до двух в 2007–2009 годах.
Число организаций, выполнявших исследования и разработки
Таблица 1
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Число организаций– всего | 12 | 12 | 12 | 14 | 14 | 15 | 15 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательские | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
конструкторские бюро | - | - | - | - | - | - | - |
проектные и проектно-изыскательские |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
высшие учебные заведения | 6 | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 |
научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
прочие | - | - | - | 2 | 2 | 3 | 3 |
Число организаций, выполнявших исследования и разработки, по секторам деятельности
Таблица 2
Годы | Всего | в том числе по секторам деятельности | |||
государственный | предпринимательский | высшего профессионального | некоммерческих организаций | ||
2001 | 10 | - | 5 | 5 | - |
2002 | 11 | - | 6 | 5 | - |
2003 | 11 | - | 6 | 5 | - |
2004 | 12 | - | 7 | 5 | - |
2005 | 12 | - | 7 | 5 | - |
2006 | 12 | - | 7 | 5 | - |
2007 | 14 | 5 | 2 | 7 | - |
2008 | 14 | 5 | 2 | 7 | - |
2009 | 15 | 6 | 2 | 7 | - |
Кадры науки численность персонала, занятого исследованиями и разработками(человек)
Таблица 3
| 1995 | 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Численность персонала– | 1172 | 642 | 604 | 590 | 583 | 549 | 572 | 684 | 686 | 608 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
исследователи | 620 | 370 | 343 | 340 | 326 | 312 | 323 | 397 | 382 | 373 |
техники | 61 | 35 | 24 | 22 | 21 | 19 | 19 | 34 | 74 | 35 |
вспомогательный персонал | 346 | 163 | 142 | 139 | 152 | 147 | 148 | 147 | 137 | 131 |
прочий персонал | 145 | 74 | 95 | 89 | 84 | 71 | 82 | 106 | 93 | 69 |
Таблица 4
Годы | Численность персонала – всего | в том числе по секторам деятельности | |||
государственный | предпринимательский | высшего профессионального | некоммерческих организаций | ||
2001 | 637 | - | 550 | 87 | - |
2002 | 604 | - | 539 | 65 | - |
2003 | 590 | - | 520 | 70 | - |
2004 | 583 | - | 512 | 71 | - |
2005 | 549 | - | 491 | 58 | - |
2006 | 572 | - | 509 | 63 | - |
2007 | 684 | 412 | 99 | 173 | - |
2008 | 686 | 398 | 129 | 159 | - |
2009 | 608 | 394 | 38 | 176 | - |
За последние годы в республике отмечается тенденция к снижению численности персонала, занятого исследованиями и разработками, так численность персонала в 2009 году сократилась на 48,1% по сравнению с 1995 годом и на 11,4% по сравнению с 2008 годом, одновременно численность исследователей сократилась на 39,8% и 2,4% соответственно. Наблюдается так же сокращение численности среди остальных категорий персонала.
Если до 2006 года большая часть персонала, занятого исследованиями и разработками приходилась на организации предпринимательского сектора ( 86,3% в 2001 году,89,2% в 2002 году,89% в 2006 году), то, начиная с 2007 года, основная часть исследователей занята в организациях государственного сектора экономики( 60,2% в 2007 году, 58% в 2008 году и 64,8% в 2009 году) и сектора высшего профессионального образования (25,3% в 2007 году, 23,2% в 2008 году и 28,9% в 2009 году); на долю организаций предпринимательского сектора приходилось 14,5%, 18,8% и 6,3% соответственно.
Подготовка научных кадров основные показатели деятельности аспирантуры
Таблица 5
Годы | Число | Численность | Прием | Выпуск | в том числе |
| Всего | ||||
2004 | 5 | 655 | 182 | 154 | 55 |
2005 | 5 | 627 | 165 | 172 | 50 |
2006 | 6 | 644 | 211 | 174 | 53 |
2007 | 6 | 628 | 195 | 149 | 43 |
2008 | 9 | 689 | 198 | 154 | 47 |
2009 | 9 | 855 | 357 | 171 | 69 |
| Научно-исследовательские институты | ||||
2004 | 1 | 7 | 3 | 3 | 3 |
2005 | 1 | 10 | 5 | 2 | - |
2006 | 1 | 18 | 11 | 1 | - |
2007 | 1 | 10 | - | 1 | - |
2008 | 4 | 48 | 11 | 12 | 1 |
2009 | 4 | 48 | 6 | 8 | - |
| Высшие учебные заведения | ||||
2004 | 4 | 648 | 179 | 151 | 52 |
2005 | 4 | 617 | 160 | 170 | 50 |
2006 | 5 | 626 | 200 | 173 | 53 |
2007 | 5 | 618 | 195 | 148 | 43 |
2008 | 5 | 641 | 187 | 142 | 46 |
2009 | 5 | 807 | 351 | 163 | 69 |
|
|
|
|
|
|
Число организаций, занимающихся подготовкой научных кадров, в республике за последние шесть лет увеличилось почти вдвое. Количество организаций имеющих аспирантуру увеличилось на 4 (что составило 80%), 3 из которых являются научно-исследовательскими институтами. Численность аспирантов в 2009 году увеличилась на 30,5% по сравнению с 2004 годом, и на 24,1% по сравнению с 2008 годом.
Численность аспирантов по отраслям науки(человек)
Таблица 6
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Численность аспирантов – всего | 644 | 628 | 689 | 855 |
в том числе по отраслям |
|
|
|
|
физико-математические | 7 | 8 | 13 | 24 |
химические | 5 | 4 | 4 | 16 |
биологические | 34 | 48 | 59 | 79 |
технические | 107 | 98 | 99 | 143 |
сельскохозяйственные | 64 | 54 | 62 | 74 |
исторические | 22 | 21 | 33 | 39 |
экономические | 106 | 98 | 91 | 121 |
философские | 16 | 13 | 14 | 15 |
филологические | 25 | 27 | 34 | 41 |
юридические | 16 | 22 | 27 | 33 |
педагогические | 85 | 76 | 71 | 69 |
медицинские | 51 | 52 | 56 | 57 |
фармацевтические | - | - | - | - |
ветеринарные | 6 | 7 | 8 | 5 |
искусствоведение | - | - | - | - |
архитектура | - | - | - | - |
психологические | 12 | 23 | 31 | 38 |
социологические | 25 | 20 | 19 | 18 |
политические | - | - | 3 | 3 |
культурология | - | - | - | - |
науки о Земле | 63 | 57 | 65 | 80 |
прочие отрасли науки | - | - | - | - |
В структуре профессиональной ориентации при подготовке научных кадров в РСО-Алания традиционно доминируют специалисты технических наук (16,7% в 2009 году), специалисты в области экономических наук (14,2% в 2009 году) и специалисты в области наук о земле (9,4% в том же году). Наименьшее число аспирантов в 2009 году приходится на философские науки – 1,8%,ветеринарные – 0,6% и политические – 0,4%.
Основные показатели деятельности докторантуры
Таблица 7
| 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Число организаций, ведущих | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательские | - | - | - | - | 1 | 1 |
высшие учебные заведения | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
Численность докторантов – всего, человек | 15 | 19 | 13 | 27 | 30 | 28 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
в научно-исследовательских | - | - | - | - | 1 | 1 |
в высших учебных заведениях | 15 | 19 | 13 | 27 | 29 | 27 |
Прием в докторантуру – всего, | 6 | 7 | 6 | 11 | 10 | 9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательских | - | - | - | - | - | - |
высших учебных заведений | 6 | 7 | 6 | 11 | 10 | 9 |
Выпуск из докторантуры – всего, | 4 | 3 | - | 5 | 6 | 7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательских | - | - | - | - | - | - |
высших учебных заведений | 4 | 3 | - | 5 | 6 | 7 |
Из него с защитой диссертации – всего, человек | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 |
в том числе из докторантуры: |
|
|
|
|
|
|
научно-исследовательских | - | - | - | - | - | - |
высших учебных заведений | 1 | 1 | - | 1 | 1 | 1 |
За последние два года произошло увеличение количества организаций имеющих докторантуру, а так же увеличение численности докторантов в них. Так численность докторантов в высших учебных заведениях в 2009 году возросла на 80% по отношению к 2004 году.
Финансирование науки внутренние затраты на исследования и разработки
Таблица 8
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Внутренние затраты |
|
|
|
|
|
|
|
|
млн руб. (1995 г. – млрд руб.): | 39,4 | 45,9 | 58,5 | 67,6 | 92,2 | 174,5 | 204,1 | 221,7 |
Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования(миллионов рублей)
Таблица 9
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Все затраты | 39,4 | 45,9 | 58,5 | 67,6 | 92,2 | 174,5 | 204,1 | 221,7 |
в том числе по источникам финансирования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
средства бюджета1 | 21,5 | 36,1 | 42,8 | 41,6 | 50,6 | 119,5 | 155,4 | 184,1 |
собственные средства научных организаций | 11,8 | 3,1 | 2,5 | 11,1 | 9,2 | 17,9 | 30,1 | 14,2 |
средства внебюджетных | 0,2 | 0,4 | 1,1 | 0,2 | 0,5 | 4,4 | 3,0 | 13,4 |
средства организаций | 5,9 | 6,3 | 12,1 | 14,7 | 31,9 | 32,3 | 15,6 | 10,0 |
средства высших учебных | - | - | - | - | - | 0,4 | - | - |
средства частных | - | - | - | - | - | - | - | - |
средства иностранных | - | - | - | - | - | - | - | - |
1)Включая бюджетные ассигнования на содержание вузов и средства организаций государственного сектора. |
Внутренние затраты на исследования и разработки за период с 2002 года по 2009 год увеличились 5,6 раза, в основном за счет средств бюджета. Наибольшее увеличение количества бюджетных средств в структуре внутренних затрат отмечалось, начиная с 2007 года, на 89,3% превысившего уровень предыдущего года. Финансирование научных исследований и разработок за счет средств предпринимательского сектора увеличилось за период с 2002 года по 2007 год в 5,5 раза, а с 2007 года по 2009 год сократилось в 3,2 раза. Собственные средства научных организаций в структуре затрат в 2009 году составили 6,4% и в 2,1 раза уменьшились по сравнению с 2008 годом. Средства внебюджетных фондов в 2009 году составили 6% от всех затрат и увеличились в 4,5 по сравнению с предыдущим годом.
Внутренние затраты на исследования и разработки по секторам деятельности(млн руб.)
Таблица 10
Годы | Все | в том числе по секторам деятельности | |||
государственный | предпринимательский | высшего профессионального | некоммерческих организаций | ||
|
|
|
|
|
|
2002 | 39,4 | - | 30,9 | 8,5 | - |
2003 | 45,9 | - | 36,3 | 9,6 | - |
2004 | 58,5 | - | 42,3 | 16,2 | - |
2005 | 67,6 | - | 54,7 | 12,9 | - |
2006 | 92,2 | - | 75,9 | 16,3 | - |
2007 | 174,5 | 76,2 | 42,6 | 55,7 | - |
2008 | 204,1 | 85,9 | 28,7 | 89,5 | - |
2009 | 221,7 | 114,5 | 8,7 | 104,6 | - |
|
|
|
|
|
|
В структуре внутренних затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности наибольший удельный вес на протяжении последних трех лет имели организации государственного сектора экономики: 43,7% в 2007 году,42,1% в 2008 году и 51,6% в 2009 году. Одновременно снизилась доля затрат организаций предпринимательского сектора экономики – если в 2002 году они составляли 78,4% от сумм направленных на финансирование научных исследований и разработок, то в 2009 году эта цифра составила 3,9%.
Внутренние затраты на исследования и разработки по видам затрат(млнруб.)
Таблица 11
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Все затраты | 39,4 | 45,9 | 58,5 | 67,6 | 92,2 | 174,5 | 204,1 | 221,7 |
Внутренние текущие затраты | 38,5 | 44,9 | 56,4 | 66,0 | 90,8 | 170,7 | 181,8 | 195,7 |
Оплата труда | 17,9 | 19,8 | 27,6 | 32,6 | 39,9 | 82,0 | 101,8 | 119,4 |
Отчисления на единый | 6,1 | 7,2 | 8,0 | 8,0 | 9,7 | 28,7 | 23,3 | 28,6 |
Приобретение оборудования | 1,1 | 1,9 | 1,0 | 0,9 | 1,3 | 7,0 | 9,0 | 5,8 |
Другие материальные | 8,7 | 10,2 | 12,6 | 15,3 | 20,0 | 26,3 | 21,1 | 15,9 |
Прочие текущие затраты | 4,7 | 5,8 | 7,2 | 9,1 | 19,8 | 26,7 | 26,6 | 26,0 |
Капитальные затраты | 0,8 | 1,0 | 2,1 | 1,6 | 1,4 | 3,8 | 22,3 | 26,1 |
Земельные участки и здания | - | - | - | - | - | - | - | 6,1 |
Приобретение оборудования | 0,1 | - | 1,3 | 0,3 | 0,4 | 3,8 | 11,7 | 14,9 |
Прочие капитальные затраты | 0,7 | 1,0 | 0,8 | 1,3 | 1,1 | - | 10,6 | 5,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Большая часть средств, направленных на развитие науки в республике, за рассматриваемый период расходуется на оплату труда работников; в 2002 году эта сумма составила 45,4% от размера внутренних затрат, 2008 году- 49,9% и 53,9% в 2009 году. В структуре внутренних затрат на исследования и разработки за 2009 год отчисления на единый социальный налог составили 12,9%, затраты на приобретение оборудования -2,6%, капитальные затраты- 11,8%.
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ(млнруб.; в 1995 г. – млрд руб.)
Таблица 12
Годы | Все затраты | в том числе по видам работ | ||
фундаментальные исследования | прикладные | разработки | ||
1995 | 7,0 | 0,7 | 0,9 | 5,4 |
2000 | 29,8 | 4,8 | 1,2 | 23,8 |
2001 | 37,4 | 9,1 | 2,3 | 26,0 |
2002 | 38,5 | 12,3 | 7,6 | 18,6 |
2003 | 44,9 | 13,5 | 8,6 | 22,8 |
2004 | 56,4 | 19,7 | 14,1 | 22,6 |
2005 | 66,0 | 37,5 | 12,8 | 15,7 |
2006 | 90,8 | 22,5 | 21,2 | 47,1 |
2007 | 170,7 | 54,5 | 71,0 | 45,2 |
2008 | 181,8 | 74,9 | 71,6 | 35,3 |
2009 | 195,7 | 121,5 | 24,2 | 50,0 |
|
|
|
|
|
Если за период с 1995 года по 2006 год в структуре внутренних затрат на исследования и разработки основная доля средств приходилась на научные исследования и разработки ( за исключением 2005 года) : 77,1% в 1995 году, 79,9% в 2000 году, 51,9 в 2006 году; то в 2007 году наибольший удельный вес имели затраты на прикладные исследования 41,6%, а в 2008 и 2009 годах на фундаментальные исследования – 41,2% и 62,1% соответственно.
Технологические, организационные и маркетинговые инновации.
Важнейшим фактором модернизации экономики ее становления, развития и укрепления является интенсификация инновационной деятельности, под которой подразумевается трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам.
В течение последнего десятилетия масштабы инновационной деятельности в экономике республики весьма скромны.
Основные показатели инновационной деятельности
Таблица 13
| 2000 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Организации добывающих, обрабатывающих производств, | |||||||||
Удельный вес организаций, | 3,2 | 3,8 | 4,2 | 2,5 | 2,1 | 2,5 | 4,4 | 3,3 | 7,0 |
Затраты на технологические | 8820 | 5634 | 49874 | 16576 | 9871 | 18482 | 28957 | 560894 | 101822 |
Уровень инновационной активности предприятий и организаций республики оставался низким на протяжении последних девяти лет и достиг максимальной высоты в 2009 году, в 2,2 раза превысив уровень 2000 года. Сумма затрат на технологические инновации в 2009 году увеличилась в 11,5 раз по сравнению с 2000 годом, но в 5,5 раза сократилась по сравнению с предыдущим годом.
Инновационная активность организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды
Таблица 14
| Число организаций, осуществляющих технологические инновации | |||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 8 |
Добыча полезных ископаемых | - | - | - | - | - | - |
Добыча топливно-энергетических | - | - | - | - | - | - |
Добыча полезных ископаемых, кроме | - | - | - | - | - | - |
Обрабатывающие производства | 4 | 3 | 4 | 5 | 5 | 8 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака | - | - | - | - | - | 1 |
Текстильное и швейное производство | 1 | - | - | - | - | - |
Производство резиновых и | - | - | - | 1 | - | - |
Металлургическое производство | - | - | 1 | - | 1 | 1 |
Производство транспортных средств и оборудования | - | - | - | - | - | 1 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 |
Производство и распределение | - | - | - | - | - | - |
Среди организаций промышленных производств наибольшее количество инновационно-активных организаций занято производством электрооборудования, электронного и оптического оборудования – в 2004 году они составляли 75% от числа организаций, имевших законченные инновации, а 2009 году – 62,5%. В целом, количество инновационно-активных предприятий за последние 6 лет увеличилось в 2 раза.
Затраты на технологические инновации в организациях добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды по источникам финансирования
Таблица 15
| Затраты на технологические | Структура затрат на технологические инновации, процентов | ||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего | 18,5 | 29,0 | 561,1 | 101,8 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
собственные средства организации | 1,8 | 13,9 | 549,1 | 55,0 | 10 | 48 | 98 | 54 |
средства федерального бюджета | 16,7 | 15,1 | 12,0 | 46,8 | 90 | 52 | 2 | 46 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма затрат на технологические инновации среди организаций добывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, в целом по республике, складывается за счет средств федерального бюджета и собственных средств организаций; при этом их соотношение в структуре затрат за последние 4 года постоянно менялось: так в 2006 году собственные средства организаций составляли лишь 10% всех затрат, а в 2008 году -54%. Таким образом государственное финансирование научных исследований в республике за рассматриваемый период сократилось в 2,8 раза.
Объем отгруженных инновационных товаров, работ и услуг организаций добывающих, обрабатывающих производств, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды по видам экономической деятельности
Таблица 16
| 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||||
Млн руб. | В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | Млн руб. | В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | Млн руб. | В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | Млн руб. | В процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | |
Всего | 22,1 | 0,1 | 45,5 | 0,2 | 5,6 | 0,03 | 384.5 | 0.4 |
Добыча полезных ископаемых | - | - | - | - | - | - | - | - |
Обрабатывающие производства | 22,1 | 0,2 | 45,5 | 0,3 | 5,6 | 0,05 | 75,1 | 0,9 |
Производство резиновых | - | - | 35,2 | 42,2 | - | - | - | - |
Металлургическое производство | 9,7 | 0,1 | - | - | - | - | 45,9 | 1,2 |
Производство электрооборудования, электронного и оптического | 12,4 | 3,4 | 10,3 | 2,2 | 5,6 | 1,1 | 19,2 | 4,1 |
Производство транспортных средств и оборудования | - | - | - | - | - | - | 10,0 | 2,3 |
Производство и распределение | - | - | - | - | - | - | - | - |
Объем инновационных товаров (включая маркетинговые, организационные и за 2009 год экологические инновации) работ и услуг, произведенных организациями промышленных видов деятельности за последние 4 года увеличился в 17,4 раза, а их удельный вес в общем объеме производства за тот же период увеличился с 0,1% до 0,4%, в основном за счет организации металлургического производства, объем инновационых товаров которой, за отчетный год составил 61,1% от общего объема инновационных товаров организаций обрабатывающих производств.
В настоящее время залогом развития экономики является использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом главным условием позитивного влияния ИКТ на экономический рост, производительность и эффективность бизнеса является их проникновение во все сферы деятельности организации: экономическую, финансовую, производственную.
Необходимое условие широкого распространения и внедрения всего спектра ИКТ в деятельность организаций – это наличие современной вычислительной техники.
Основные показатели использования информационных и коммуникационных технологий в организациях
Таблица 17
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
| Всего | ||||||
Число обследованных | 611 | 676 | 645 | 677 | 710 | 726 | 723 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
использовали |
|
|
|
|
|
|
|
персональные компьютеры | 362 | 409 | 484 | 565 | 602 | 640 | 667 |
ЭВМ других типов | 31 | 37 | 45 | 51 | 71 | 85 | 96 |
локальные вычислительные сети | 119 | 153 | 183 | 221 | 243 | 250 | 270 |
электронную почту | 158 | 191 | 228 | 300 | 366 | 411 | 500 |
глобальные информационные сети | 167 | 223 | 274 | 353 | 419 | 490 | 576 |
из них сеть Интернет | 167 | 223 | 274 | 351 | 419 | 490 | 575 |
имели веб-сайты в Интернет | 33 | 38 | 49 | 116 | 114 | 150 | 161 |
| В процентах от общего числа обследованных организаций | ||||||
Число обследованных | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
использовали |
|
|
|
|
|
|
|
персональные компьютеры | 59,2 | 60,5 | 75,0 | 83,5 | 84,8 | 88,2 | 92,3 |
ЭВМ других типов | 5,1 | 5,5 | 7,0 | 7,5 | 10,0 | 11,7 | 13,3 |
локальные вычислительные сети | 19,5 | 22,6 | 28,4 | 32,6 | 34,2 | 34,4 | 37,3 |
электронную почту | 25,9 | 28,3 | 35,3 | 44,3 | 51,5 | 56,6 | 69,2 |
глобальные информационные сети | 27,3 | 33,0 | 42,5 | 52,1 | 59,0 | 67,5 | 79,7 |
из них сеть Интернет | 27,3 | 33,0 | 42,5 | 51,8 | 59,0 | 67,5 | 79,5 |
имели веб-сайты в Интернет | 5,4 | 5,6 | 7,6 | 17,1 | 16,1 | 20,7 | 22,3 |
За последние 7 лет уровень оснащенности ИКТ в РСО-Алания значительно вырос: если в 2003 году лишь 59,2% обследованных организаций использовали персональные компьютеры и 27,3% интернет, то в 2009 году эти показатели достигли 92,3% и 79,5% соответственно. Количество организаций, использовавших электронную почту увеличилось этот период в 3,2 раза, локальные вычислительные сети в 2,3 раза и, имеющих веб-сайты в интернете, в 4,9 раза.
Распределение организаций по удельному весу численности работников, использовавших персональные компьютеры(в процентах от общего числа обследованных организаций)
Таблица 18
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Организации с удельным весом |
|
|
|
|
|
|
|
менее 10 | 168 | 202 | 259 | 314 | 298 | 248 | 230 |
10-29 | 45 | 66 | 100 | 88 | 93 | 119 | 126 |
30-49 | 49 | 39 | 39 | 38 | 38 | 58 | 63 |
50-69 | 42 | 46 | 34 | 40 | 23 | 60 | 72 |
70-100 | 58 | 56 | 52 | 85 | 150 | 155 | 175 |
не использовали | 249 | 267 | 161 | 112 | 108 | 86 | 56 |
Число организаций, не использовавших персональные компьютеры, за последние 7 лет в республике сократилось в 4,4 раза, одновременно в 3 раза увеличилось количество организаций, в которых удельный вес численности работников, использовавших ПК, был в пределах от 70 до 100%.
Число персональных компьютеров на 100 работников по видам экономической деятельности(штук)
Таблица 19
| Персональные компьютеры – всего | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Всего | 16 | 25 | 31 | 33 |
Добыча полезных ископаемых | 12 | 9 | 11 | 10 |
из нее: |
|
|
|
|
добыча топливно-энергетических | 8 | 7 | 9 | 9 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических | 14 | 10 | 12 | 11 |
Обрабатывающие производства | 6 | 8 | 11 | 13 |
из них: |
|
|
|
|
производство пищевых продуктов, включая напитки, | 6 | 9 | 12 | 14 |
текстильное и швейное производство | 6 | 8 | 11 | 11 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 2 | - | - | - |
обработка древесины и производство изделий из дерева | - | - | - | 24 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 16 | 24 | 23 | 20 |
производство кокса и нефтепродуктов | - | - | - | - |
химическое производство | - | - | - | - |
производство резиновых и пластмассовых изделий | 8 | 12 | 10 | 17 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 3 | 4 | 4 | 4 |
металлургическое производство | 7 | 8 | 12 | 14 |
производство машин и оборудования | - | 11 | 5 | 10 |
производство электрооборудования, электронного и | 5 | 7 | 13 | 16 |
производство транспортных средств и оборудования | 5 | 7 | 8 | 11 |
прочие производства |
| 6 | 47 | 45 |
Производство и распределение электроэнергии, | 8 | 8 | 13 | 14 |
Строительство | 4 | 5 | 6 | 6 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов | 13 | 17 | 17 | 15 |
Деятельность гостиниц и ресторанов | 4 | 10 | 11 | 10 |
Транспорт и связь | 19 | 32 | 41 | 38 |
из них связь | 36 | 39 | 52 | 51 |
Финансовая деятельность | 90 | 108 | 128 | 180 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и | 14 | 32 | 41 | 34 |
из них научные исследования и разработки | 13 | 22 | 24 | 24 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 44 | 53 | 64 | 63 |
Высшее профессиональное образование | 48 | 51 | 63 | 68 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 4 | 5 | 6 | 8 |
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 4 | 8 | 10 | 12 |
Другие виды деятельности | - | 6 | - | - |
Среди предприятий различных видов деятельности, наиболее обеспеченными персональными компьютерами являются организации, занимающиеся финансовой деятельностью, уровень оснащенности которых за последние 4 года вырос в 2 раза, и организации высшего профессионального образования, где количество ПК в расчете на 100 работников с 2006 года увеличилось на 41,7%. В течение последних 4 лет наименее обеспеченными ПК были организации следующих видов деятельности: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, строительство, здравоохранение и предоставление социальных услуг, в которых на 100 работников приходилось менее 10 компьютеров.
Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам(в процентах к итогу)
Таблица 20
| 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Затраты на информационные и | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
на приобретение вычислительной техники | 71,1 | 48,8 | 44,0 | 35,0 | 19,3 | 27,7 | 35,1 |
на приобретение программных средств | 3,2 | 3,3 | 3,1 | 4,6 | 6,9 | 7,9 | 8,9 |
на оплату услуг связи | 13,9 | 40,0 | 38,6 | 52,3 | 62,1 | 49,1 | 44,2 |
из них оплата доступа к сети Интернет | … | … | … | 8,8 | 5,9 | 11,9 | 10,3 |
на обучение сотрудников, связанное с | 0,4 | 0,5 | 1,3 | 1,2 | 0,3 | 0,7 | 0,2 |
на оплату услуг сторонних организаций и | 6,2 | 4,4 | 9,1 | 4,0 | 6,6 | 10,8 | 6,5 |
прочие затраты | 5,2 | 3,0 | 3,9 | 2,9 | 4,8 | 3,7 | 5,0 |
В структуре затрат на ИКТ на протяжении последних семи лет наибольший удельный вес имеют затраты на приобретение вычислительной техники и оплату услуг связи. В 2009 году удельный вес затрат на приобретение вычислительной техники в общей сумме затрат на ИКТ был в 2 раза меньше чем в 2003 году, а затрат на оплату услуг связи в 3,2 раза выше, чем 2003 году.
За последние 7 лет число научных организаций в республике несколько увеличилось, одновременно почти вдвое возросло количество организаций, ведущих подготовку научных кадров, что, учитывая их технократическую направленность, может стать одним из факторов роста инновационной деятельности в будущем, наравне с таким, как усиление государственного участия в инновационных затратах.
- Дата публикации:
23.05.2017, 14:40 - Дата последнего изменения:
28.05.2017, 23:24